Вот и настало время выбирать подержанную «сотку». После начала продаж Land Cruiser 200 цены на предшественника стали медленно, но настойчиво спускаться вниз. И те, кто не мог позволить себе новый «Крузак», начинают присматриваться к цели…
Предисловие
А цель, согласитесь, достойная. Автомобиль выглядит монументально не только снаружи, но и внутри. Японский ампир! Куда бы не бросил взгляд, сразу видно – все сделано качественно, на совесть. На этой машине инженеры Toyota и не собирались экономить! Каждая деталь выверена и проработана с такой заботой, что вы просто не сможете придраться к мелочам даже при большом желании. Салон не просто удобный – он очень удобный. В отличие от многих профессиональных внедорожников Land Cruiser 100 отлично чувствует себя на асфальте. При этом он не выглядит беспомощным даже на тяжелом бездорожье. Словом, в этом автомобиле гармонично сочетаются качества сразу нескольких типов машин. Он – универсален.
Проданные в России Land Cruiser 100 имели несколько уровней комплектации. В самой дешевой версии STD – атмосферный дизель, салон отделан винилом, а из оборудования присутствует лишь кондиционер. В подвеске – жесткие мосты. В трансмиссии блокируются все три дифференциала. Более дорогая комплектация GX – с тем же мотором и трансмиссией. Ее разновидность R1 имеет электростеклоподъемники на всех дверях и литые диски. Версия R2 оснащена АБС, люком в крыше, лебедкой. Исполнение VX подразумевает независимую переднюю подвеску и турбодизель или бензиновую «восьмерку». А перечень оснащения соответствует моделям люкс-класса…
Наш народ успел сложить легенды о потрясающей живучести и надежности «крузака». Можно ли им верить? Остаются ли эти внедорожники надежными после нескольких лет эксплуатации в России?
Кузов и подвеска
Вы не встретите ржавчины даже на семилетнем Land Cruiser 100, который все своим километры намотал по российским дорогам. И краска, и кузов очень стойко переносят атаку агрессивных дорожных реагентов. Электрооборудование машины тоже практически не капризничает из-за соли. Единственное слабое звено – патрубок кондиционера (сгнивает через три московских зимы). Однако его замена вряд ли ударит по бюджету владельца.
Теперь о подвесках… В независимой слабым местом механики считают нижние шаровые опоры – их хватает на 70 тыс. км. Отдельно их не поменяешь – придется раскошеливаться на рычаги в сборе. Кроме того, после 150 тыс. км может дать течь рулевая рейка – однако ее ремонт нельзя назвать обременительным. Остальные узлы исправно служат более 150-200 тыс. км.
Зависимая передняя подвеска – тоже образец надежности. Единственное слабое место – рулевой редуктор. Задняя зависимая подвеска вообще не ломается.
Двигатели и трансмиссии
Большинство представленных на российском вторичном рынке Land Cruiser 100 оснащены бензиновым двигателем V8 объемом 4,7 литра. Кроме того, для «сотки» предлагались дизельные моторы объемом 4,2 литра – атмосферный (131 л.с.) и турбированный (204 л.с.) Важный нюанс: на всех версиях необходимо ежегодно чистить радиатор. Если этого не сделать, двигатель может перегреваться, возможны также проблемы в работе кондиционера.
Итак, бензиновые моторы на Land Cruser 100 зарекомендовали себя как очень надежные. Даже на машинах с пробегами более 300 тыс. км они не доставляли владельцам серьезных проблем. Правда, через 100 тыс. км обычно прогорают выпускные коллекторы. Менять их необходимо вместе с прокладками. Каждый коллектор стоит около $400. Правый поменять несложно. А чтобы демонтировать левый, придется снимать рулевой вал, а потом – выставить углы развала и схождения передних колес. Других неприятностей, как правило, не случается.
Об атмосферном дизеле можно услышать только положительные отзывы – он чуть ли не вечный. Известны машины с полумиллионным пробегом, на которых мотору хоть бы что – работает в обычном режиме. При этом он спокойно «переваривает» даже солярку сомнительного качества. Единственное необходимое условие – чистка форсунок через 35-40 тыс. км.
Топливные насосы на атмосферном дизеле 1HZ, турбодвигателе 1HD-T и 24-клапанном 1HD-FT все одного типа – Bosch VE. Все они одинаково не любят плохое топливо. И уж совершенно на дух не переносит бодяжную солярку электронноуправляемый топливный насос высокого давления (тип COVEC F) на моторе 1HD-FTE. От плохой диеты он может неожиданно выйти из строя. А его замена… Выдержим паузу… Стоит…$6000! Уверены: вам уже расхотелось турбодизель… К тому же напомним: на машинах с таким сердцем следует своевременно менять воздушный и топливный фильтры, после длительной работы мотора давать ему минуту-другую покрутиться на холостых для охлаждения подшипников турбокомпрессора. Многие владельцы пренебрегают этими правилами. Расплата неминуема – у таких водителей турбина долго не проживет. А ее замена обойдется как минимум в $3.500.
Коробки передач – и «автомат», и механика – на Land Cruser 100 очень надежные. Прикончить их может только безграмотная езда по бездорожью. Сцепление служит не менее 200 тыс.
В трансмиссии от частой езды по бездорожью забивается масловыводящая трубка (сапун) заднего моста. В результате появляется течь сальников полуосей. Вот почему в хороших сервисах через каждые 10.000 км чистят сапун. С такой же периодичностью шприцуются крестовины карданных валов.
Слабым местом российские владельцы модификаций VX считают редуктор переднего моста. Однако сотрудники фирменных сервисов обвиняют самих водителей в неумении правильно эксплуатировать машину на бездорожье и нежелании хотя бы иногда читать инструкцию к автомобилю.
Что еще?
Опасайтесь экземпляров, предназначенных для рынков Ближнего Востока. Эти машины дешевле европейской и американской версий, однако совсем не приспособлены для эксплуатации в условиях холодного климата…
Резюме экспертов
Великолепный внедорожник. Наверное, лучший в своем классе. У него есть лишь один существенный недостаток – даже подержанный Land Cruiser 100 привлекает угонщиков. Бдительность и еще раз бдительность! И дорогая страховка…