С ростом мощности автомобилей концернам приходится задумываться о разработках различных систем, которые бы благодаря электронике смогли содействовать с подвеской и трансмиссией для обеспечения максимального контроля водителем над машиной. Однако фундаментальные разработки внедряли лишь по истечении нескольких десятков лет. Инженеры прекрасно понимали, что необходимо для автомобиля, но воплотить это в жизнь было крайне сложно. Во многом по этой причине все созданной патентовалось и лишь со временем попадало в руки современных конструкторов, которые имели не только возможность, но и средства воплотить чертежи и идеи в жизнь. Это касается и системы ESP, которая сегодня является неотъемлемой частью каждого выпускаемого авто.
Система стабилизации esp что это?
Первая система ESP
Для начала не мешало бы обозначить, что же такое система ESP и с чем ее едят. Система ESP – это динамическая система стабилизации автомобиля, способная в необходимый момент активироваться и предотвратить занос. К идее создания такого замысловатого устройства для машины инженеры пришли еще в 1959 году, когда компания «Daimler-Benz» пыталась воплотить так называемое «управляющее устройство», принцип которого как раз таки и был схож с нынешней системой курсовой устойчивости. По-настоящему воплотить эту задумку удалось лишь в 1994 году немецкими инженерами Мерседеса.
Вам будет интересно: Что такое ASR
Тогда спустя год на свет появилась новая модель мюнхенского концерна CL 600, получившая эту самую курсовую устойчивость. Интересно, что названия у этой системы разные в зависимости от автопроизводителя. Например, БМВ, Ягур и Ровер используют аббревиатуру DSC или по-другому dynamic stability control. Что касается японцев, то Ниссан, Инфинити и Субару предпочитают эту разработку называть VDC (vehicle dynamic control). В общем, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Так и здесь. Название одно, а принцип тот же.
После удачного старта продаж CL 600, немцы начали пичкать системой все серийные автомобили S и SL-класса. Вступает в действие эта система, когда компьютер распознает опасность заноса и потери управления над автомобилем. Благодаря ряду датчиков, машина за 20 миллисекунд в силах определить какие колеса нужно активировать, а какие застопорить, нужно ли набрать обороты двигателю, либо сбросить. В результате управление должно стабилизироваться, если ситуация некритическая.
Принцип работы и устройство системы курсовой устойчивости
Изначально ESP была сконструированная, чтобы управлять антиблокировочной системой тормозов, антипробуксовочной системой и системой распределения тормозных усилий, а также электронной блокировкой дифференциала. По факту, до создания ESP каждая из вышеперечисленных систем уже существовала, однако задачей системы курсовой устойчивости было объединить усилия всего и обеспечивать максимальный контроль над машиной.
Как уже отмечалось, с помощью датчиков, которые устанавливаются в определенных местах, система в пассивном режиме считывает информацию и в критический момент включается для стабилизации положения автомобиля.
Основными двумя датчиками являются те, которые передают сведения по поводу угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения. Именно благодаря им и распознается потенциальный занос, ведь электронная система esp сравнивает полученные данные с заданными программой и расценивает вероятность потери управления. Как же ESP стабилизирует движение. Есть несколько путей, а именно:
- понижение или повышение крутящего момента мотора;
- блокировка колес;
- корректировка угла передник колес;
- при наличии адаптированной подвести, система способна изменить степень демпфирования амортизаторов.
Распространение системы ESP
С 2010 года ряд государств на законодательном уровне решили обязать автоконцерны устанавливать систему курсовой устойчивости на любые новые автомобили, которые будут у них продаваться. Первым, кто установил электронную систему esp, был Израиль. Там с 1 января 2010 года все новые машины должны иметь ESP. Следующими были Канада и Австралия, где вели «обязаловку» для пассажирских авто с 1 сентября и 1 ноября 2011 года соответственно. В Евросоюзе правило относительно системы ESP для всех продаваемых автомобилей начало действовать с ноября 2011 года.