Site icon Авто Обзор

Смерть и воскрешение электромобиля

Смерть и воскрешение электромобиля

В 2006 году на свет появился документальный фильм режиссера Криса Пэйна «Кто убил электромобиль» (Who Killed The Electric Car), показывающий на примере одного автомобиля General Motors EV1 историю появления электромобиля на рынке США и причины его провальных продаж.

После просмотра этой ленты становится ясно, что в провале EV1 виноваты многие: нерешительные и равнодушные потребители, боящиеся за свою прибыль нефтяные компании, малодушные автокомпании, не видящее своей выгоды от электрокаров правительство, и даже водородные ячейки, представляемые как альтернатива электричеству.

Нельзя сказать, что фильм однозначно хороший и правдивый. Он довольно четко показывает будущее электросферы, хотя и не совсем объективно. Тема до сих пор актуальна, но на сегодня акценты уже смещены.

Поэтому всем неравнодушным к автомиру стоило было посмотреть этот фильм, не забывая о том, что слова и ситуации могут быть вырваны режиссером из контекста специально, для достижения желаемого эффекта.

Главный герой фильма «Кто убил электромобиль» — калифорнийский электрокар General Motors EV1, который, в целом, был хорошим «человеком»:

Напомним, что создатели фильма определили свой список подозреваемых в неудачном появлении электрокаров: нефтяные компании, крупные автоконцерны, правительство, потребители, аккумуляторы, водородные топливные элементы и даже совет воздушных ресурсов Калифорнии.

Кто из этого списка причастен и действительно повлиял на ситуацию? Каждый должен определить для себя, хотя режиссер явно обвиняет в убийстве электрокара всех, кроме аккумуляторных батарей.

Можно попробовать разобраться. Потребитель напрямую формирует рынок. К чему стремятся автолюбители? Все хотят получить скоростные автомобили с огромным запасом хода, хотя на практике среднему водителю необходима скорость не более 100 км/ч и средний пробег в 80 км (европейские и российские показатели).

Такие характеристики были доступны как десять лет назад, так и сейчас.

Компании-автопроизводители смалодушничали. Факт. Но кто согласится поддержать  идею, которая повлечет огромные убытки? Автоконцерны хотели контролировать процесс развития электроидеи и поддержки экологии, поэтому на рынках появились гибридные автомобили.

Таким образом, для потребителей-маловеров и крупных автокомпаний был найден максимально безболезненный переход от «вредных» топливных двигателей к «чистым» электромоторам. Ярким примером тому появление plug-in гибридов, например, Opel Ampera и Toyota Prius Hybryd, где бензиновый мотор есть, но он не играет главной роли.

Может быть, компании, тогда выступившие против продвижения на рынок электромобилей, подумали о миллионах рабочих, которые могли бы лишиться своих мест на заводах по производству ДВС и запчастей, если бы идея электрокаров получила стремительное распространение?

Кто знает, возможно, мы получим ответы на все эти вопросы в следующем фильме Криса Пэйна «Реванш электромобиля» (Revenge of the Electric Car), выход которого намечен на весну 2011 года. Обещают, что в «Реванше» будут интервью с Tesla Motors, GM и Toyota. Интересно!