Site icon Авто Обзор

Стоит ли использовать ГБО?

На протяжении многих лет умы автомобилистов занимал вопрос об альтернативных видах топлива. И дело не только в более дешёвом топливе, но и в решении экологической проблемы загрязнения. Не распространяясь о всех возможных вариантах, хотелось бы заострить внимание на газе природном и сжиженном, как одной из альтернатив бензину.

Решение не ново и известно многим. Газ примерно в два раза дешевле бензина (как и диз. топлива). Имея в своём распоряжении комплект ГБО, приобрести который можно в компании Milano Ukraine www.mln.com.ua/komplekty_gbo/,  вы не только удвоите проходимый от заправки до заправки километраж (бензин + газ), но и значительно уменьшите расходы на топливо. Низкая цена газа, сравнительно лёгкая техническая адаптация и низкая токсичность выхлопных газов быстро решили спор в пользу ГБО (газобаллонное оборудование), особенно в общественном и муниципальном транспорте больших городов.

Большое распространение системы LPG в автомобильном и водном транспорте получили в Европе (Голландия, Италия, Бельгия) и Америке, которые и явились законодателями моды в этом направлении. Известные голландские фирмы AG, Nicam, Prins, Vialle и др., а также итальянские BRC, OMVL, Lovatto, специализирующиеся на CNG (Compressed Natural Gas) и LPG (Liquid Petroleum Gas) оборудовании, быстро завоевали европейские и восточные рынки, включая Китай,Индию и Иран.

Одной из движущих сил, способствующих быстрому развитию и внедрению систем CNG и LPG, было стремление решить проблему загрязнения окружающей среды. Несколько десятков лет назад токсичность бензиновых ДВВ, не ограниченных жёсткими нормами Euro-3 и Euro-4, намного превышала токсичность адаптированных на ГБО двигателей. Льготные системы налогообложения и принятые в законодательном порядке меры во многих странах Европы, привели к быстрому распространению систем CNG и LPG в общественном транспорте и частном секторе. Но на сегодняшний момент это явное преимущество экологического плана практически нивелировалось повсеместным внедрением норм Euro-4.

Даже дизельные двигатели, оборудованные системой впрыска CDI (Common Rail Injection) и катализаторами, обеспечивают низкую токсичность, согласно требованиям норм Euro. Поэтому европейские фирмы-производители ГБО, чувствуя падение популярности и спроса в Европе, обратили своё внимание на ближние- и дальневосточные рынки, где основным положительным фактором ГБО служит относительно низкая цена газа (Ближний Восток) и отсутствие обязательных норм Euro на Дальнем Востоке (Китай, Индия), где ГБО призвано решить проблему загрязнения больших городов.

Предлагаем вашему вниманию описание нескольких систем ГБО (LPG) голландских и итальянских фирм.

Фирма AG Teleflex специализируется на создании ГБО, работающем на принципе SGI (Sequential Gas Injection). Данное оборудование поставляется на заводы-изготовители для оригинальной установки на новые автомобили (OEM), а также на рынок after sale (для установки совместно с бензиновой системой питания). Системы ГБО начинаются с бака для хранения сжиженного газа. Голландские баки принципиально отличаются от итальянских строением системы клапанов. Отдельно расположенные клапана выполняют функции предохранительного, наполняющего, выпускного клапана.

Фирма AG Teleflex предлагает оригинальное решение для расположения наполнительного разъёма, который размещается рядом с горловиной бензобака. Баллоны для газа могут быть тороидальной или цилиндрической формы. При использовании тороидального баллона придётся поискать место для запасного колеса, т.к. баллон расположен в его нише.

Герметичная крышка системы клапанов предотвращает попадание газа в салон автомобиля в случае утечки, что маловероятно. Интересные решения и дизайн предлагают голландские специалисты при конструировании газовых форсунок. Отдельно расположенная элегантная газовая рампа из пластика соединяется с маленькими электрическими форсунками, установленными прямо на впускном коллекторе как можно ближе к бензиновым форсункам. Электронные компоненты (датчики, блок управления) разработаны и произведены в Америке.

Блок управления работает в концепции Slave, т.е. подчиняется командам основного оригинального блока управления – компьютера двигателя. Дополнительный электронный элемент – Interface – позволяет последовательный контроль впрыска газового топлива, согласно сигналам оригинального БО (блока управления, или ECU). Выполнение элементов голландских систем ГБО отличается высокой элегантностью и профессионализмом. Такие системы, будучи установленными на современный автомобиль, динамично сливаются с оригинальными компонентами системы управления двигателя. Но, как всегда, выбор определяется ценой. А здесь голландцы на высоте. Их системы на 50-70% дороже итальянских .

Итальянские фирмы предлагают системы ГБО, хорошо зарекомендовавшие себя на протяжении долгих лет эксплуатации, может, не столь элегантные, как их северо-европейские конкуренты, но вполне работоспособные и надёжные.

Обратите внимание! Системы ГБО выпускаются не только для автомобилей, но и для двухколёсных (мопедов, мотороллеров), а также надводных транспортных средств.

Нужно отметить, что ГБО для сжатого натурального газа отличается от ГБО для сжиженного газа и, прежде всего, размерами газовых баллонов и временем их заполнения. Если сжиженный газ (LPG) быстро и легко заправляется на заправочных станциях, немногим дольше обычной заправки бензином и размеры бака в вполне разумных пределах, то заправка CNG – дело долгое, да и размер баллонов не оставляет шанса багажу.

Напоследок хотелось бы отметить, что новые технологические решения в методах использования LPG продолжают поступать и поныне.

Так, голландская компания Vialle разработала и продвигает на мировом рынке систему, обеспечивающую впрыск сжиженного газа (LPG) в его жидкой фазе. Данное решение кардинально отличается от конвенциональной, когда жидкий газ переходит в газообразную фазу, проходя через обогреваемый испаритель – регулятор. В системах Vialle жидкий газ под давлением, обеспеченным дополнительным насосом, циркулирует по замкнутому кругу (имеется дополнительная обратная линия, подобно бензосистемам). Электрические форсунки, управляемые также БУ (блоком управления) Slave-принципа, обеспечивает более близкую к идеальному дозировку жидкого топлива. Потери мощности при использовании данной системы сводятся к 1-2% от мощности оригинального бензинового двигателя.

Для сравнения: потери мощности двигателя при использовании ГБО со впрыском газа в его газообразной фазе (системы SGI -Sequential Gas Injection) достигает 4-6%, в зависимости от точности регулировки и настройки электронного блока управления.

_