Автомобильные диски делятся на две основные группы: стальные (штампованные) и легкосплавные. Стальные диски по частям штампуются из листа, а затем эти части сваривают в одно целое. В результате получается недогорой и достаточно качественный диск – именно поэтому большинство автомобилей на заводе оснащается именно стальными дисками. К преимуществам стальных дисков относятся высокая прочность и легкость обновления в случае повреждений. Среди недостатков – большая масса, «ограниченный» дизайн и невысокая точность изготовления.
Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. У них высока точность изготовления, их можно изготовить с любым дизайном и, что главное, они легче стальных (чем легче диски, тем меньше масса автомобиля, а значит лучше динамика). Но легкосплавные диски имеют большую чем у стальных толщину, а потому для их крепления используются более длинные болты.
Длина болтов не должна превышать глубины резьбового отверстия в ступице, иначе болты при вращении диска могут тереться о детали неподвижного тормозного механизма.
Твердость материала легкосплавных дисков ниже, чем стальных, поэтому микронеровность диска в зонах контакта с головками стальных болтов через некоторое время после установки сминается и соединение ослабляется. Чтобы избежать повреждения дорогих дисков, советуем время от времени после их установки на автомобиль подтягивать болты крепления.
Легкосплавные диски по способам изготовления делятся на литые и кованые:
- Литые диски производятся методом литья в форму с последующей обработкой. Главное преимущество литых дисков перед стальными – меньшая масса. Литое 13-дюймовое колесо весит около 6 кг, что на 1-2 кг меньше стального. Устойчивость литых дисков к деформации от ударов выше, чем у стальных. Однако стальное колесо при деформации никогда не рушится, и на нем, если оно способно удерживать воздух в шине, можно доехать до места ремонта. Литый диск при сильном ударе гнется. При очень сильном ударе раскалывается. Кроме того, если погнутое стальное колесо можно исправить (прокатать) на специальном станке, то легкосплавное восстановить значительно сложнее и дороже. Литые диски плохо поддаются ремонту, поэтому диск с сильным повреждением лучше заменить новым.
- Кованые диски производятся методом прессования и имеют многослойную волокнистую структуру. Кованые диски по сравнению с литыми весят еще меньше: диаметр 13 весит около 4,9 кг. Более того, кованые диски лучше выдерживаются ушибы от неровностей дорожного покрытия и являются более устойчивыми к разрушению и деформации. Однако кованые диски не подвергаются восстановлению.
Мнение эксперта
Мастер шиномонтажа Денис Руденко:
«У всех типов дисков есть свои достоинства и недостатки. Легкосплавные более легкие, лучше смотрятся и придают автомобилю больше динамики при движении. Стальные более тяжелые, выглядят не очень презентабельно и быстро ржавеют.
Но у стальных есть важное преимущество – при ударе они гнутся, забирая весь импульс на себя. Благодаря этому меньше страдает ходовая часть автомобиля, и такой диск легко восстановить. А вот легкосплавный от сильного удара может расколоться. С учетом состояния большинства дорог это не редкость. Восстанавливать такой диск сложно, дорого и в принципе не имеет смысла.
Поэтому при выборе ориентируйтесь на то, по какому покрытию чаще всего вам приходится передвигаться. В идеале, если позволяют финансы, летом лучше ездить на легкосплавных дисках, а зимой переходить на стальные».