Необычный автомобиль. Компоновка компактвэна (уходящая за горизонт передняя панель, короткий капот, внушительное лобовое стекло) соседствует с низкой посадкой. В салоне Civic стилистика то ли модного гаджета – повсюду рассыпаны цифровые индикаторы, то ли звездолета, и при этом странным образом внутри по-домашнему уютно. Civic словно создан для азартной езды, у него острый руль, плотная, собранная подвеска. По хондовской традиции, мотор охотно раскручивается до предельных оборотов. Но все это не более чем спортивные специи к семейным ценностям, который проповедует покладистый и практичный автомобиль.
Кузов и комплектации
Европейские продажи Honda Civic последней генерации стартовали в начале 2006 года. Автомобиль восьмого поколения не только порвал со скучноватым обликом предшественника. Он «раздвоился» практически на две разные машины – седан Civic 4D и хэтчбек. Стремительный силуэт седана, о котором пойдет речь в обзоре, лишен эпатажности пятидверного собрата. Есть и конструктивные различия. Например, у хэтчбека полузависимая задняя подвеска со скручивающейся балкой вместо «многорычажки» у Civic 4D. Седаны изначально собирали в Японии, с 2008 года производят в Турции, хэтчбеки имеют английскую прописку. Для российских покупателей седана доступен один мотор, 4-цилиндровый бензиновый 1.8 л. Европейцам предлагают также версии 1.4 (мощность бензинового движка 83 л.с.) и турбодизельный 2.2 (140 л.с.). А в США встречается модификация с комбинированной силовой установкой (бензиновый 1.3 на пару с электромотором), но для нас это экзотика. Вариантов трансмиссии два, применительно к седану это 6-ступенчатая «механика» и гидромеханический АКП. На самой дорогой версии «автомат» располагает спортивным режимом и возможностью ручного переключения. Весной 2009 года в продажу поступали рестайлинговая версия седана. Внешне такие машины отличаются передним бампером, решеткой радиатора и оптикой. Также производитель добавил в список базовых опций линейный выход AUX и дистанционное открывание багажника.
Лакокрасочное покрытие на Civic нежное, как у всех современных «японок», но мелкие сколы долго сопротивляются появлению ржавчины.
Большинство представленных на вторичном рынке машин – с российской родословной. Даже базовую версию Comfort спартанской не назовешь: Civic изначально оснащен ABS с электронным распределением усилия, фронтальными и боковыми подушками безопасности, кондиционером, 4 электростеклоподъемниками, боковыми зеркалами с электроприводом и обогревом, подогревом передних сидений, иммобилайзером, центральным замком с дистанционным управлением, CD-проигрывателем с поддержкой MP3 и 4 динамиками, бортовым компьютером, складывающейся в пропорции 40:60 спинка дивана. Этот перечень устроит многих, но желающие приобрести Civic с «автоматом» должны выбирать из более дорогих версий. Исполнение Elegance дополнительно включает в себя систему курсовой устойчивости VSA, передний центральный подлокотник, элементы отделки под металл в салоне. Идущая только с АКП (с режимом Sport) комплектация Executive дополняет набор опций климат-контролем, оконными подушками безопасности, кожаной оплеткой руля и ручки КП, круиз-контролем, противоугонной сигнализацией, CD-чейнджером на 6 дисков, «противотуманками», кнопками управления аудиосистемой на руле, легкосплавными колесными дисками.
Двигатели и трансмиссии
Бензиновый мотор объемом 1,8 л с цепным приводом ГРМ практически в точности копирует проверенный временем 2-литровый агрегат, хорошо известный по паркетнику Honda CR-V. 4-цилиндровый 1.8 развивает 140 л.с. и 173 Нм крутящего момента. Пика своей формы двигатель достигает после 4000 об/мин, однако благодаря фирменной системе изменения фаз i-VTEC большая часть момента доступна в широком диапазоне оборотов. Мотор не относится к числу «маслоедов». Само собой, дорогие иридиевые свечи не выдержат в России предписанных им 95 тыс. км пробега, но 55–60 тыс. км должны «поискрить».
На конвейере в двигатель заливают очень жидкое масло 0W20.Казалось бы, у него одни плюсы: топливная экономичность, щадящий режим работы масляного насоса, излишки сгорают в катализаторе без остатка. Однако с эксплуатационной точки зрения 0W20 – масло первого владельца! Оно никак не способствует продолжительному сроку службы пар трения. Хотите увеличить ресурс двигателя, заливайте масло с маркировкой 5W30 или 5W40.
Некоторые цивиководы отмечают странный резонанс, который возникает при оборотах около 3000 оборотов. Резко меняется тональность работы двигателя и появляется щекочущий зуд на педали газа. Но стоит прибавить оборотов (ближе к 4000 в минуту) и вибрация исчезает. Ничего страшного, если не боитесь щекотки.
Массовый характер на дорестайлинговых машинах приобрел следующий косяк. Со стороны правого крыла при проезде кочек и колодцев появляется невротический стук или лязганье, некоторым он слышится в торпедо где-то в недрах бардачка. Не спешите перетряхивать переднюю подвеску или менять исправные амортизаторы! Почти наверняка всему виной правая подушка (гидравлическая опора) двигателя, поначалу она была неудачной конструкции. Дилеры меняют ее по гарантии на новую. Модернизированная деталь к тому же лучше сглаживает вибрации работающего мотора.
Механическая коробка передач и гидромеханический «автомат» не должны омрачить существование хозяина Civic. Конечно, при условии своевременной замены предписанной жидкости. Ручную коробку заправляют трансмиссионкой MTF2, АКП – ATF Z1.
Рулевое и подвеска
Одна из самых серьезных бед, от которой, к сожалению, не застрахован владелец Civic – отказ рулевой рейки. Симптом – стуки при переезде мелких неровностей (хрусты при повороте руля на месте скорее свидетельствуют о грязи, попавшей в опорные подшипники передних амортизаторов). Особо невезучим к пробегу в 60 тыс. км дилеры дважды приговаривали рейку к замене! Проблема в деформируемой (довольно скоро при безбашенном стиле езды) пластиковой втулке, что внутри рейки, а сама электрическая рейка неразборная! Дилеры спокойно меняют ее целиком по гарантии, но купившим постгарантийную машину от этого мало толку… Впоследствии конструкцию рейки усилили.
На машинах первых лет выпуска ставили слабые амортизаторы. На таком Civic, перевозящем четырех взрослых, на серьезных выбоинах задние стойки частенько срабатывают на пробой. Проблема решается заменой амортизаторов на более жесткие. А в остальном никакого криминала. Передняя подвеска McPherson и задняя «многорычажка» вполне надежны, в сервисной статистике болячек не засветились. Случаи замены втулок стоек стабилизатора через 40-50 тыс. км пробега следует отнести к закономерным. Тем более, что срок службы резинометаллических деталей во многом зависит от манеры вождения.
Передние тормозные колодки выхаживает порядка 50 тыс. км, задние на 10 тыс. км больше. Диски обычно обновляют при каждой второй замене колодок.
Что еще?
Чего никак не ждешь от «самурая», так это капризной работы стеклоподъемника со стороны водителя. Саботаж проявляется по-разному. Стекло перекашивает в направляющих, зажевывает уплотнитель либо, недоезжая вверх в автоматическом режиме, внезапно сползает вниз. Дилеры отказываются признать подобные косяки гарантийным случаем, так что владельцам приходится сами платить за починку. Как правило, на боковые направляющие наносится силиконовая смазка. Но это не панацея, спустя некоторое время стекло опять может перекосить. Похоже, на послерестайлинговых машинах с болячкой справились.
Будьте внимательны при установке нештатной сигнализации. Световую индикацию обязательно подключайте к поворотникам, а не к габаритам, иначе перегорит подсветка магнитолы.
Резюме экспертов
В целом это надежный и не обделенный харизмой «японец» с интересной управляемостью, просторным салоном. Учтите, что машины первых лет выпуска имели ряд детских болезней. Лечение их не очень сложное, но если позволяют средства, лучше приобрести рестайлинговый автомобиль, уже лишенный большинства хворей. Главный же минус автомобиля марки Honda – дорогие запчасти и дорогое обслуживание у официальных дилеров.