Без сомнения, Z16ХE – настоящий бестселлер в ряду опелевских моторов. Начиная с 2000 года 16-клапанный агрегат 1.6 устанавливают на Asra, Vectra, Zafira. Это традиционный мотор «нового времени» – чугунный блок, алюминиевая головка, 4 клапана на цилиндр. Сделан на базе заслуженного ветерана Х16ЕХ. Изменений в конструкции немного и все – «чуть-чуть», будь то иная толщина компрессионных колец, другие размеры поршня и коленвала. Ради экологии подкорректировали форму камеры сгорания, обновили электронную систему управления. Отличительная особенность этого мотора – очень тонкие стержни клапанов (толщиной 5 и 5,5 мм).
Американские корни Opel дают о себе знать – это абсолютно непритязательный мотор, надежный и недорогой в эксплуатации. Внезапные поломки с ним случаются крайне редко, всего однажды Z16ХE подвел меня на моей Астре, случилось это под Санк-Петербургом, из под капота повалил дым а температура резко полезла верх. Остановившись я залез под капот, оказалось порвался патрубок. Воспользовавшись помощью Автоклуба А24 добрался до СТО, где меня, к сожалению, огорчили, проблема оказалась не в старом патрубке, а в прогоревшей прокладке ГБЦ, газы которые поперли в систему охлаждения нашли слабое место и сделали свое дело.
В целом стоит отметить, что старческие хвори, связанные с естественным износом, начинают досаждать при пробегах за 200 тыс. км. Разумеется, мы не говорим об убитых «Опелях» со скрученным одометром. Таких много на столичных авторынках, что и породило домыслы о недолгом веке моторов этой серии, якобы не более 180 тыс. км.
Но чаще дорогостоящий ремонт приближают опрометчивые действия самих автовладельцев. Мотористы одного техцентра рассказали про клиента, который закрутил свечи зажигания не с тем калильным числом. В итоге разрушился и выпал внутрь керамический изолятор. Побило днище поршня, камеру сгорания. Зажало поршневые кольца, на зеркале цилиндров образовались задиры. В общем, катастрофа. Залечивали раны долго: пришлось загильзовать блок, поставить новый поршень, отремонтировать в полном объеме головку блока. Счет за «госпитализацию» (вместе со стоимостью деталей) составил $1500.
Некоторые продавцы second-hand стараются уверить, что расход масла на «Опеле» с мотором этой серии – вещь естественная и чуть ли не полезная для Z16ХE. Это неправда. Залитое по верхнюю метку щупа, масло не должно опуститься под нижнюю риску после 10 тыс. км пробега. В наших условиях предпочтительнее менять его даже чаще, через 8 тыс. км. Объясняется это просто. Из-за плохого бензина в мотором масле ускоряются окислительные процессы, и оно быстро теряет свои свойства.
Кроме того, при работе на бодяжном топливе на свечах образуется нагар. Электронный модуль зажигания не справляется с возросшей нагрузкой и выходит из строя. Это наследственная беда моторов GM с подобной системой зажигания, та же хворь у двигателя 2.2 автомобиля Pontiac Transport. Придется ставить новый модуль, стоящий около $190. Чем еще грозят заезды на «левые» АЗС? В результате перегрева может деформироваться и даже треснуть выпускной коллектор, сделанный заодно с катализатором.
Сразу после покупки подержанного Opel очень важно заменить ремень ГРМ, даже если тот выглядит как новый. И сделать это лучше в специализированной мастерской. Дело в том, что преднатяг ремня осуществляется помпой и роликом с тензометрической системой контроля натяжки, и при самостоятельной замене могут возникнуть сложности.
Также крайне ответственного подхода требует ремонт головки блока. При замене направляющих втулок клапанов на этой серии моторов возможна негерметичность по сопряжению наружной поверхности втулки с посадочным местом. На правильном сервисе втулку (предварительно охлажденную в жидком азоте) будут запрессовывать в разогретую головку блока – с применением анаэробного фиксатора втулок.
Чем, без сомнения, подкупает опелевский мотор 1.6, так это отменной ремонтопригодностью, а также доступностью запчастей и ремонтных комплектов.
_